Иск о признании права собственности на жилое помещение, квартиру, самовольную постройку и т.п.

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «ОИск о признании права собственности государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Основным регистрирующим органом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457, является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Регистрация прав на имущество, расположенное на территории г. Коломны и Коломенского района, производится в территориальном органе – Управлении по Московской области (Отдел по городу Коломна, Коломенский отдел, ул. Ленина, д. 58).

Следует знать, что владение объектом недвижимости на основании неких, ранее выданных документов (Постановлений, свидетельств, договоров) при отсутствии соответствующих сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не всегда является надлежаще оформленным.

Все сделки с недвижимым имуществом, совершаемые гражданами и юридическими лицами, подлежат обязательной государственной регистрации, облагаются государственной пошлиной. Для каждой конкретной сделки установлен определенный перечень необходимых документов. Зачастую сбор таких документов занимает значительное количество времени.

К наиболее актуальным вопросам в области регистрации прав можно отнести:

1. Оформление ранее возникших прав.

Необходимость в переоформлении документов возникает у граждан, в собственность (пожизненное наследуемое владение, бессрочное пользование) которых были предоставлены земельные участки (до введения в действие Земельного кодекса). Как правило, в этом случае единственными документами, подтверждающими право на землю являются или постановление местной администрации, выписка из похозяйственной книги, или свидетельство прежнего образца. К аналогичным случаям относится регистрация прав на жилые дома, квартиры, права на которые были оформлены до 1997 года, т.е. до учреждения регистрационной службы и ЕГРП. Ранее полномочия по регистрации прав были переданы органам БТИ, сельским администрациям, которые регистрировали правоустанавливающие документы на недвижимость.

В целом, такие документы действительны и подтверждают право собственности, но при этом в ЕГРП без соответствующего заявления собственника эти сведения не вносятся. Соответственно, это усложняет процедуру распоряжения этим имуществом: совершение сделок, наследование.

2. Государственная регистрация сделок (купля-продажа жилого помещения, приватизация, дарение объектов недвижимости, мена, долгосрочная аренда, переуступка права аренды).

Для совершения двусторонних сделок (договоров купли-продажи, дарения и пр.) необходимо не только подписание соответствующего договора, но и представление его на государственную регистрацию. Договор должен быть составлен надлежащим образом, прошит, пронумерован, должен содержать все существенные условия, подписи сторон. В зависимости от совершаемой сделки к договору необходимо приобщать определенные документы, например, согласие супруга на покупку/отчуждение имущества, кадастровый паспорт, выписка из домовой книги. В отсутствие необходимых документов регистрация прав произведена не будет.

3. Государственная регистрация права собственности на основании судебного постановления. Оформление права собственности на самовольные постройки

Определение самовольной постройки приводится в ст. 222 ГК РФ. При определенных условиях (естественно, при отсутствии права собственности) такая постройка может быть снесена по решению суда. Самовольной постройкой признаются как строительство объекта недвижимости в целом (жилого/нежилого здания, строения, сооружения), так и самовольно возведенные пристрои к дому, влекущие изменение общей площади жилого дома. Оформление права собственности на подобные объекты возможно посредством внесудебного оформления. В этом случае застройщику необходимо собрать комплект документов (правоустанавливающие документы на земельный участок, технический паспорт на строение, градостроительный план и пр.) и обратиться в соответствующий отдел архитектуры. Предстоит несколько этапов: утверждение градостроительного плана, выдача разрешения на строительство/реконструкцию, разрешения на ввод в эксплуатацию. В регистрирующий орган необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, кадастровый паспорт, квитанцию об оплате государственной пошлины. При невозможности внесудебного оформления право собственности следует признавать путем обращения  в суд. В этом случае правоустанавливающим документов для обращения в регистрирующий орган будет являться не разрешение на ввод в эксплуатацию, а судебное решение/определение, вступившее в законную силу.

4. Оформление наследственных прав.

Процедура оформления наследства длительна и состоит из нескольких этапов. В отношении недвижимого имущества итоговым документов будет также являться свидетельство о государственной регистрации права. При этом правоустанавливающим документом будет служить свидетельство о праве на наследство по закону/завещанию, выданное нотариусом.

Специалист в области оформления недвижимости осуществит все необходимые действия:

  • Составление договора отчуждения имущества (купля-продажа, дарение, мена, переуступка права аренды, субаренда);
  • Сбор комплекта документов;
  • Осуществление действий по государственной регистрации (сопровождение действий заказчика в регистрирующем органе или действие по доверенности)
  • Получение зарегистрированных документов.